Сегменты исследования

Электронная коммерция

Сегмент электронной коммерции объединяет несколько взаимосвязанных рынков, которые используют Интернет как платформу для продажи товаров и услуг, а также осуществления финансовых операций. Это самый большой с точки зрения объема сектор экономики Рунета. В этом году кроме трех рынков, измерявшихся ранее, было принято решение измерить еще один; таким образом, сегмент выглядит следующим образом.

1
Он-лайн ритейл
Продажа физических товаров и оффлайновых услуг (билеты на мероприятия, купоны и др.) через Интернет
Сфера онлайн ритейла является относительно стабильной. Это в первую очередь связано с дальнейшим развитием доступа к Интернету, увеличением мобильного трафика, изменением покупательских практик в сфере онлайн-торговли. Падение курса рубля и повсеместный рост цен привели к повышению спроса на бытовую технику и электронику, пользователи стали чаще покупать цифровые товары. Кроме того, наблюдается повышение спроса на импортную продукцию, ощутимо возрастает доля покупок с прямой доставкой из Китая, входит в практику покупка «дорогих» товаров категории люкс. Еще одна положительная тенденция — это развитие логистических операторов и Почты России.

Отрицательные тенденции заключаются в падении покупательской способности в регионах и росте доли серого рынка, а также в падении реальных доходов населения. Компаний на рынке довольно много, среди них появляются и развиваются и новые игроки, такие как AlieExpress и Wildberries. Кроме того, переструктурировались продажи: B и С-бренды начали «отъедать» долю А-брендов, структура рынка и потребления меняются. Все эксперты отметили появление на рынке китайских Интернет-магазинов. Они наращивают свое физическое присутствие, строят склады, выстраивают стратегические партнерства в области логистики. В начале этого года многие участники рынка отметили сдержанный оптимизм в ряде товарных категорий; несмотря на то, что рынок все еще проходит глубокую перестройку, можно говорить о том, что наметилось новое "лицо" российской онлайн-торговли.
Locally grown grape is cheap and very juicy

2
Электронные платежи
Рынок онлайн расчетов между компаниями и пользователями за товары и услуги в Интернете
Данный рынок сложно поддается измерению. Мы включаем сюда как оплату товаров и услуг, так и комиссию за эквайринг. Эксперты прогнозируют умеренный рост данного сегмента. Подобный характер развития стал возможен за счет повышения доли проникновения услуг доступа в Интернет. Рост мобильного Интернета и его использование на смартфонах и планшетах также привлекли дополнительную аудиторию.

Одной из тенденций названо развитие онлайн-банкинга, что отражено в появившихся игроках, среди которых есть все основные банки. Это привело к росту платежей по дистанционным каналам. Кроме того, государством заявлено ряд мер стимулирования безналичной оплаты, что может придать дополнительный стимул развитию рынка.
Locally grown grape is cheap and very juicy

3
Продажи туристических онлайн услуг
Продажи авиа и ж/д билетов, туров, бронирование гостиниц и дополнительные услуги (прямые продажи и агентские продажи)
Материал по теме:
Влияние Интернета на развитие туризма в России
Данный рынок обладает большим потенциалом развития и уже не первый год демонстрирует рост. Однако, и в этом сегменте наблюдаются определенные проблемы. Многие компании ушли с рынка, поток туристов снижается. Отток происходит в основном из-за изменения курса валют. Бизнес непрозрачный, довольно много рисков, потребители становятся более осторожными, покупают более аккуратно, частично совершают оплату билетов, гостиниц, бронь автомобиля и т.д.

Эксперты отмечают, что рынок продажи туристических онлайн-услуг дифференцировался и каждый занял свою нишу – продажи пакетных туров, бронирование авиабилетов, гостиниц и дополнительных услуг. В то же время его состояние в большой степени зависит от того, стабилизируется ли ситуация на "большом" рекламном рынке.
Locally grown grape is cheap and very juicy

4
Другие услуги
Данный рынок был оценен впервые в 2015 году, эксперты оценили его сразу в 128 млрд рублей. Сюда входят услуги такси-приложений, купонов, поиск работы, и т.д. Он появился в связи с ростом популярности электронных услуг, смартфонизацией, что обусловлено развитием Интернета в России и увеличением доверия к онлайн сфере со стороны пользователей. В связи с тем, что предмет рынка многообразен, игроков названо много, и многие находятся в разных сферах функционирования, что затрудняет их ранжирование. В определенном смысле мы наблюдаем процесс, аналогичный происходившему в онлайн-торговле несколько лет назад, когда постепенно в онлайн начинали продавать все новые категории товаров. Развитие так называемой "шейринг"-экономики отражается в вовлечении все большего количества категорий услуг в интернет-экономику.
Компании-эксперты