Сегменты исследования

Реклама и маркетинг


Реклама и маркетинг — это самый большой и объемный сегмент. Здесь можно выделить 6 рынков, совокупный объем которых сильно превышает объемы рынков инфраструктуры, электронной коммерции, электронного контента.


1
Веб-разработка и мобильная разработка
Услуги в области разработки интернет-сайтов и мобильных приложений
(в том числе: дизайн и стиль, тестирование и проектирование их «юзабилити» и т.д.)

Рынок мобильной и веб-разработки активно развивался еще два года назад, до наступления кризиса. В связи с ухудшением общей экономической ситуации, сегодня наблюдается отток денежных средств из рассматриваемой области. Это объясняется рядом факторов: стремлением руководителей компаний сэкономить и прибегнуть к традиционным методам продвижения, смещением в сторону мобильной рекламы и рядом других обстоятельств. До сих пор, однако, сокращение рынка не наблюдалось, и один из главных вопросов этого года - сможет ли рынок разработки найти новые точки роста.
Locally grown grape is cheap and very juicy

2
Контекстная реклама / Perfomance
Услуги по размещению рекламы с оплатой за результат
(поисковая реклама, таргетированная реклама, лидогенерация)
Рынок контекстной рекламы является стабильным и активно развивающимся. Уже не первый год эксперты наблюдают рост показателей в этом сегменте. Однако, в связи с экономическим кризисом в данной отрасли наблюдается определенный спад. Это связано, в первую очередь, с сокращением рекламных бюджетов в компаниях и пролонгацией санкционного периода. Тем не менее, контекстная реклама - единственный сегмент рекламного рынка России, который за последние два года показывает исключительно рост.

Данный рынок продолжает развиваться, реклама становится более целевой, компании работают на результат, акцент делают на оценку эффективности рекламных бюджетов. Происходит перераспределение последних в сторону "продающих" инструментов рекламы, в том числе контекстной. Повышается квалификация рекламодателей, расширяются возможности инструментов аналитики (в т.ч. активное применение колл-трекинга), переход от широкоохватных закупок трафика к перформанс-модели.

Необходимо отметить, что сегодня можно говорить о том, что контекстная реклама является слишком узким понятием, и стоит говорить о Perfomanced-based рекламе. Таким образом, речь идет не только о поисковых сервисах и контекстных сетях, но и о других каналах коммуникации. Появились и технологии, которые позволяют покупать такую рекламу без перехода. Радикально меняются бизнес-модели, валюта учета – это уже не только клики, но и почти любые действия. Меняются рекламодатели, появляются новые драйверы роста. Сейчас слишком большая часть рекламных денег в интернете обеспечивается самим интернетом, но в ближайшей перспективе доля "офлайнового" бизнеса станет больше. Тем не менее, последнее время идет активное обсуждение эффективности данного вида рекламы, как вследствие конкуренции с другими сегментами рекламного рынка, так и снижения "качества" кликов из-за применения блокировщиков рекламы и накруток рекламы.
Locally grown grape is cheap and very juicy

3
Медийная реклама / Display
Услуги по размещению рекламы внутри медиа-контента
Сложность оценки данного рынка связана с отсутствием публичных компаний и низкой степенью открытости игроков. Однако, эксперты отмечают снижение показателей в области медийной рекламы. Это связано с рядом факторов. В первую очередь, медийная реклама - не самый эффективный инструмент повышения продаж, поэтому при сокращении бюджетов на маркетинг, от нее отказываются прежде всего. Кроме того, компании начали экономить в том числе и на медийной рекламе. Наблюдается уменьшение интереса к ней со стороны рекламодателей. Заметна тенденция предпочтений закупки перфоманс рекламы вместо медийной рекламы, а появление программных продуктов и инфраструктуры, позволяет делать это просто и удобно.

Также наблюдается общая тенденция перехода к персонализированным рекламным сообщениям: Big Data, новые таргетинги, геолокация, обучающиеся машины. Эксперты надеются, что повышение технологичности рынка и качества исполнения и подачи рекламы сможет переломить тенденцию падения этого сегмента рынка, которое наблюдалось в последний год.
Locally grown grape is cheap and very juicy

4
Видеореклама
Услуги по размещению видеорекламы внутри размещаемого в Интернете видеоконтента
(на хостингах видео, в онлайн-кинотеатрах и т.д.)
Эксперты выделяют несколько трендов развития этого рынка. Во-первых, это создание специального контента для видеорекламы (классические ТВ-ролики дают меньший отклик, нежели контент, подготовленный специально для рекламы в интернете, например, с использованием Интернет-звезд). Во-вторых, наблюдается рост интереса к видео в малых форматах — появляются Instagram-сериалы, спецпроекты с Vine и Coub. Микроконтент набирает популярность как со стороны пользователей, так и со стороны брендов. Также стоит отметить активное внедрение видео на платформах социальных сетей, как иностранных (Facebook), так и российских (VK, Одноклассники). При этом рост происходит как за счет пользовательского контента, так и за счет оригинального контента. В-третьих, «стареет» аудитория, появляется все больше авторских видеоблогов, ориентированных именно на взрослых пользователей, — финансы, бизнес, путешествия, здоровый образ жизни, имидж. Если 2 года назад видеоблоги были ориентированы на детскую и молодежную аудиторию, то сейчас они охватывают все большие категории интересов. Видеореклама, по отдельным оценкам, составляет около 90% выручки российских ресурсов легального видео, что делает этот сегмент важным для развития рынка электронного контента в России.
Locally grown grape is cheap and very juicy

5
Маркетинг в социальных медиа
Услуги по продвижению товаров и сервисов, связям с общественностью в социальных медиа, а также система мониторинга и анализа бренда в социальных медиа и СМИ
Кризис в очередной раз заставил компании внимательнее контролировать бюджет. Однако, эксперты прогнозируют умеренный рост в этом сегменте. Развитие мобильных технологий, бурный рост социальных сетей и активный прирост их аудитории, рост проникновения Интернета в регионах, новые возможности аналитики в социальных медиа – все это способствует возрастанию показателей сегмента.

Стоит также отметить, что в данный сегмент возвращается термин Social Media Optimization – бизнес начинает заказывать услуги продвижения и в Facebook, и в VK. При этом кризис принес понимание, что огромные затраты на продвижение в социальных сетях аналитической поддержки более невозможен. Именно понимание вышеприведенного фактора должно привести к росту этой составляющей рынка.
Locally grown grape is cheap and very juicy

6
Поисковая оптимизация
Услуги в области улучшения «видимости» сайтов в результатах поиска через поисковые системы
Сегмент поисковой оптимизации является относительно стабильным. Внутри рынка наблюдаются определённые изменения, связанные с тр в алгоритмах поисковых систем, что приводит к изменениям структуры рынка. Появились новые поисковые алгоритмы Яндекса (Минусинг, АГС) и Google для борьбы с платными ссылками.

Что касается компаний, предоставляющих услуги по поисковой оптимизации, то здесь мы наблюдаем сокращения в численности игроков рынка. Это обуславливается тем, что клиенты стали лучше разбираться в услугах. В то же время практически все игроки рынка стали предоставлять комплексные услуги по продвижению, а многие переключили фокус на контент-маркетинг, что ставит под вопрос выделение этого сегмента рынка в отдельный сектор в будущем.
Компании-эксперты