экономика рунета 2015-2016

Программа исследования


Методология

Цель исследования – разработка и апробация исследовательского комплекса для оценки объемов и текущего состояния рынков Рунета в 2016 году.

Актуальность настоящего исследования связана с индустриальной потребностью в регулярном получении надежных и точных данных об объемах и направлениях развития Интернет-рынков в России и в необходимости пересмотра и развития имеющихся методик исследования в постоянно меняющемся отраслевом контексте.


Задачи
1
Анализ
Анализ существующих подходов к оценке объемов Интернет-рынков
2
Оценка
Оценка эффективности методики исследования экономики Рунета, которая использовалась в 2011-2014 годах
3
Разработка
Разработка и обоснование нового исследовательского комплекса

Разработка и пилотирование базового инструментария исследования

4
Результаты
Проведение экспертного исследования

Подведение итогов на основе анализа полученных данных в рамках исследования
Методика
Кабинетный этап исследования
В рамках проведения кабинетной части исследования «Экономика Рунета – 2015-2016» были проанализированы открытые источники данных, международная экспертиза по связанным областям, а также сформированы списки экспертов и определены их роли в проекте этого года.

В рамках проекта 2016 года изменения методологии касаются не только числа исследуемых рынков, но и общей концепции, направленной на интеграцию полученных данных с признанными методиками Всемирного банка (World Bank) и Groupe Speciale Mobile Association (GSMA).

Работа с экспертным сообществом
  • Проведение экспертных интервью
  • Работа с фокус-группами
  • Онлайн-опрос "Кризисный барометр-2016"
  • Обсуждение первых результатов на РИФ-2016
Измерение индекса влияния экономического кризиса на состояние Интернет-экономики РФ
Индекс влияния экономического кризиса рассчитывается как коэффициент, который включает в себя следующие показатели:

  • Нормированная разница прогноза развития интернет-экономики в 2015 году с реальным ростом (падением) рынка
  • Показатель снижения (увеличения) темпов роста относительно прошлых лет
  • Показатель изменения курса национальной валюты по отношению к мировой валюте

Методика измерения индекса влияния экономического кризиса на состояние Интернет-экономики РФ базируется на методе расчета внутреннего валового продукта (ВВП).

ВВП рассчитывается агрегированным методом, состоящим из определения разницы между выпуском товаров и услуг в целом по стране и промежуточным потреблением (подсчет суммы добавленных стоимостей, создаваемых в отраслях экономики), подсчета общего дохода, получаемого частными лицами или компаниями и путем суммирования всех расходов экономических субъектов на приобретение конечных продуктов.

Метод добавленной стоимости, точнее других позволяет измерить вклад Интернета в ВВП и он часто используется, когда определяется подобный вклад большинства традиционных секторов экономики. Однако применение только этого метода для оценки влияния Интернета на ВВП не представляется возможным, поскольку требует отслеживания сделок по каждому товару и услуге, произведенным в российской экономике в каждой отрасли, и определению, какая часть относится к «онлайн», а какая – к «офлайн», что невозможно при объеме существующих данных.

У метода по доходам недостаток в виде большого количества предположений, которое придется сделать относительно полученной через Интернет доли дохода традиционных компаний. Хотя метод по расходам также несовершенен, он выбран как наиболее полно отражающий влияние Интернета на ВВП и наиболее точный для оценки этого влияния. Именно он показывает вклад потребителей, компаний и государства в интернет- экономику и учитывает влияние Интернета на разные секторы экономики.

Метод по расходам включает в себя четыре компонента:

1. Потребление

Расходы населения на товары и услуги, приобретенные онлайн или с прямым использованием Интернета, расходы на оплату самого доступа в Интернет, а также средства, потраченные на устройства доступа в Интернет (компьютеры, мобильные телефоны)). Стоит отметить, что лишь часть от стоимости последнего компонента в потреблении, затрат на устройства доступа, относится к интернет-экономике. Эта часть рассчитывается пропорционально тому времени, которое пользователь тратит на доступ в Интернет через данное устройство.

Одним из компонентов потребления, связанного с Интернетом, являются продажи населению с участием сетевых ресурсов – стоимость товаров и услуг, купленных через Интернет. Фактически, это объем электронной коммерции, в том числе продажи ритейла, сектора туризма, финансовых услуг, а также цифрового контента. Расходы на доступ в Интернет суммируют плату, взимаемую провайдерами за оказание услуг мобильного и фиксированного доступа в Интернет, а также часть затрат на оборудование для доступа. Доля в стоимости устройств для подключения (компьютеры, мобильные телефоны), которая относится к Интернету, рассчитана на основании среднего времени, проведенного потребителями онлайн, относительно всего времени пользования данным устройством. Источники, которыми мы пользовались при оценке этого компонента ВВП, включают отчеты и аналитику Euromonitor, Gartner, InSales, Ovum, MForum, InternationalDataCorporation (IDC), TNS, данные из сборника ВШЭ «Показатели информационного общества». Мы рассчитали рост потребления населением, спрогнозировав расходы потребителей в Интернете и их затраты на получение доступа в Интернет. Оценка общих расходов населения через Интернет основана на прогнозах доли Интернета как канала для совершения покупок, общих расходов домохозяйств на приобретение розничных товаров и количества домохозяйств, пользующихся Интернетом. В этих оценках мы опираемся на прогнозы Ovum, Euromonitor, а также сравниваем показатели России с другими странами и возможные сценарии роста.

2. Инвестиции

Капитальные инвестиции телекоммуникационных компаний, связанные с Интернетом, а также инвестиции других частных компаний, которые относятся к Интернету (например, покупка оборудования для доступа в Интернет).

От общей стоимости инвестиций телеком-операторов в фиксированную и мобильную связь, большинство отнесено на Интернет – пропорционально развитию соответствующего направления. При оценке используются данные годовых отчетов компаний-операторов связи, данные Росстата и оценки экспертов в отрасли. От вложений частных компаний в компьютерное оборудование, программное обеспечение и телеком-оборудование на долю Интернета была отнесена часть, пропорциональная доле компьютеров с доступом в Интернет и доле сотрудников компаний, которые пользуются Интернетом. Прогнозы основаны на готовых отчетах компаний, данных Gartner, ВШЭ, IDC, Росстата, а также на проведенных интервью с экспертами.

3. Государственные затраты

Речь идет о средствах, которые государство выделяет на развитие информационно-коммуникационных технологий, напрямую связанных с Интернетом, на развитие государственных Интернет-сервисов, а также на покупку оборудования для доступа в Интернет в государственных учреждениях. На Интернет приходится только часть от стоимости устройств, пропорционально их использованию онлайн и офлайн.

Оценки объема расходов государства на информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), включая аппаратное и программное обеспечение, телекоммуникации и услуги инфраструктуры, базировались на результатах отчета Gartner. Аллокации на Интернет были отнесены согласно проценту сотрудников в государственных органах, пользующихся Интернетом, а также согласно проценту компьютеров, подключенных к сети Интернет (Росстат, оценки экспертов).

4. Чистый экспорт

Включает в себя стоимость товаров, купленных населением за рубежом через Интернет, а также экспорт ИКТ-товаров и услуг, связанных с Интернетом (например, компьютеры и телефоны).

Важно отметить, что в часть «Потребления населением» мы включаем всю стоимость товаров и услуг, которые куплены населением через Интернет, поскольку это отражает важность Интернета как канала продаж. Стоимость экспорта и импорта оборудования сектора ИКТ вычисляется исходя из сведений Росстата и экспертных оценок.

Исходя из методологии, применяемой Всемирным банком, индекс внедрения цифровых технологий бизнесом рассчитывается из нормированных показателей:
  • процент предприятий, имеющих сайт, количество защищенных серверов, средняя скорость доступа в интернет, уровень покрытия мобильными сетями третьего поколения (3G);
  • индекс внедрения цифровых технологий обществом включает в себя уровень проникновения мобильной связи и уровень проникновения проводного широкополосного Интернета;
  • индекс внедрения цифровых технологий государством агрегирует три нормированных субиндекса:
    - проникновение и доступность основных административных систем
    - проникновением и доступность онлайн-услуг
    - уровень цифровой идентификации

Этапы реализации проекта
декабрь 2015 г.
  • Кабинетное исследование по тематике проекта
  • Модернизация и адаптация сайта под проектные задачи
январь - март 2016 г.
  • Проведение качественного исследования по тематике проекта
  • Проведение количественного социологического исследования
  • Информационное сопровождение реализации проекта

апрель-июнь 2016 г.
  • Опубличивание предварительных результатов проекта
  • Информационное сопровождение реализации проекта

июль-сентябрь 2016 г.
  • Подготовка и тиражирование брошюры "Экономика Рунета 2015-2016
  • Опубличивание результатов итогов проекта
  • Информационное сопровождение реализации проекта
  • Итоги реализации проекта